?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Слушала в Метрополитен Опере “Елену Египетскую” Рихарда Штрауса с Деборой Войт в роли Елены. 
Шла с ожиданием предстоящего удовольствия, так как я люблю музыку Штрауса и его опера "Электра" (2002г.) с Габриелой Шнаут произвела на меня очень сильное впечатление, а "Саломея" с Каритой Маттилой в 2004г. и вовсе была сенсацией в Нью-Йорке. Другие оперы  Штрауса - "Кавалер Розы" (2005г.), "Ариадна на Наксосе"(2002г.) и "Женщина без тени" (2003г.) с Деборой Войт тоже были очень хороши.

Елену Египетскую” в Нью Йорке последний раз ставили в 1929г. Первая ее постановка состоялась в Дрездене, а затем в Вене в 1928г. Штраус в то время, как и многие просвещенные умы в Вене и за ее пределами, был увлечен символизмом и идеями Зигмунда Фрейда, которые оказали существенное влияние на оперу. Было любопытно увидеть "Елену Египетскую", в которой сюжет из греческой мифологии был соединен с философией и искусством начала ХХв. Декорации очень напоминали фильмы Хичкока. В роли врача-психоаналитика выступала колдунья Эфра – по версии в опере, возлюбленная бога Посейдона (в мифах также - мать Тесея и жена царя Эгея, которую похитили и продали в рабство в Трою служанкой к Елене). Предсказывать развитие событий Эфре помогала поющая раковина-оракул.
В роли пациента предстал царь Менелай, терзаемый комплексами и навязчивой идеей покончить с Еленой, после того, как убил Париса и увез ее из Трои. 
Прекрасная Елена, не искушенная в психоанализе, испытывала на Менелае чары Деборы Войт, очень похорошевшей после операции, не зная еще, что это по Фрейду. Менелай упорно противился лечению, мотивируя тем, что Елена - фрукт, который кроме него отведали другие, на что она храбро возражала, что никому еще не показалось много.
Только в конце первого акта психоаналитику Эфре удалось внушить Менелаю, что с Парисом в Трое провела десять лет не Елена, а ее "spirit" -"фантом", в переводе с древне-греческого, в то время, как Елена все это время играла на арфе и пряла ковер на острове поблизости от Египта, куда ее предусмотрительно упрятали боги на время Троянской войны. 

Отсюда и название оперы, в которой Гуго фон Гофмансталь использовал для либретто сюжеты из сочиненый Геродота , комедии “Елена” Еврипида,  "Одиссеи" Гомера и еще более ранних источников, но к огорчению Штрауса и моему тоже, получилось эклектично и довольно запутанно. Декорации немало этому способствовали.
Чтобы помочь зрителям разобраться, со сложностями сюжета, во втором акте на сцену выпустили огромную кровать, которая разъезжала по сцене, управляемая Еленой. Далее все было по  Фрейду. Менелаю пришлось убить еще несколько героев, чтобы окончательно избавиться от комплексов.                                      

Осталась все же в хорошем настроении, так как  Дебора Войт действительно очень похорошела, постройнела и царила на сцене, а грациозная и артистичаная Diana Damrau ещe и прекрасно спела роль колдуньи Эфры.

  

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com