?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   Показываю картины с выставки « Во славу живописи: голландские шедевры в Мет», которая продлится до 20 октября 2020г.
Увидеть выставку очень рекомендую, но можно не спешить, времени до закрытия достаточно )
Выставка полностью состоит из коллекции Метрополитен музея и мы ее видим отчасти из-за прозаического стечения обстоятельств: музей перестраивает галереи, где размещалось европейское искусство, чтобы улучшить качество естественного освещения картин. Убрать из экспозиции музея картины Рембрандта, Халса и Вермеера на два года было бы несправедливо по отношению к посетителям со всего мира. Картины выставили в отдельной галерее в нижнем этаже в центре музея, дополнив их картинами из запасников, а заодно и сгруппировали по разделам, которые отражают темы, вызванные к жизни экономическими и социальными переменами в истории Нидерландов и востребованными  на то время. Обстоятельство, которое совершенно не умаляет значение этой замечательной выставки, напротив, любителям живописи предоставилась возможность увидеть картины XVII в.,"золотого века живописи в Голландии",  собранными в одной галерее и "переосмысленные" кураторами выставки.

В течение "80-ти летней войны" между Испанией и Нидерландами, семь мятежных провинций Нидерландов в городе Утрехт создали так называемую Республику Семи Объединённых Провинций ( Утрехтская уния 1579 года). До этого королевство Нидерланды состояло из семнадцати провинций, которые были выделены из земель Священной Римской империи к концу 14-го столетия и насильственно собраны воедино под властью бургундских герцогов в независимое «промежуточное» государство, расположенное между Францией и Германией. Оно включало Фландрию, Голландию и многочисленные провинции между Маасом и Шельдой.

   Исторически, этнически и культурно эти провинции не были единым целым, начиная с раннего средневековья, когда король Карл Великий в 8-9 вв. завоевал эти земли, населенные разными племенами и создал огромную Франкскую империю.

   Буржуазная революция 1648г. в Нидерландах была итогом долгой, изнурительной и кровавой 80-ти летней войны за независимость от испанской короны и закончилась подписанием Версальского соглашения, которое признало независимость «Объединенных Провинций» - они стали известны как Голландия. Одновременно это стало окончанием 30-ти летней войны в Священной Римской Империи, которая началась с возникновения движения Реформации, как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германской империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе. В результате победы революции семь провинций отделились в независимую буржуазную республику Голландию с официально признанной протестантской религией.

   Демократические перемены после освобождения от владычества Испании, привели к возникновению и росту национального самосознания, под влиянием которого голландское искусство XVII века развивалось настолько стремительно и отлично от художественных традиций остального европейского искусства, что стало своеобразным феноменом. В Голландии возникла новая разновидность художественного реализма во всех художественных жанрах. Мода на эти работы приобрела невиданный размах среди всех слоёв общества, что породило колоссальный спрос на картины. Именно эти события привели к тому, что XVII век стал «золотым» для голландского искусства.

   У художников появилось больше возможностей рисовать картины на сюжеты отличные от религиозных и мифологических: портреты, пейзажи, натюрморты, бытовые сценки. Духовенство и высшая знать перестали быть их преимущественными заказчиками, возникновение капитализма привело к появлению нового рынка для живописи, который диктовал свои требования, но и накладывал ограничения - мода на стили в живописи быстро менялась, реагируя на изменение вкусов публики, которое по мере роста богатства становилось все более избирательным и менее демократичным. Богатые бюргеры подражали французской аристократии, спросом стали пользоваться картины, где техника и внешнее впечатление, подменяли глубину человеческих эмоций.

   Хороших живописцев было так много, что они должны были выдерживать возникшую конкуренцию, и им стало труднее зарабатывать на хлеб только живописью. Бывали и драматические окончания: знаменитые художники, оставаясь верными себе, выходили из моды и заканчивали жизнь в нищете, как Рембрант и Халс.

   На этой выставке мы с вами увидим великолепные картины и представим жизнь в Голландии XVII века, когда независимая буржуазная республика Голландия стремительно развивалась и обогащались за счет торговли и завоевания колоний с помощью вновь созданного  флота.

   Предприняла затратный по времени шаг: после каждой картины показываю текст к ней, который я сняла в музее и перевела. Кавычек нет, но текст музейный, я только слегка подправила местами несовершенный гугловский перевод, (который улучшается на глазах). Из текста понятно имя художника, название картины, год и место рождения-смерти художника. Остальное - на ваше усмотрение, френды. Я люблю тексты к картинам - в Метрополитен музее сопровождение к экспонатам очень интересное. В оправдание еще скажу, что я не сразу оценила "величие замысла" этой экспозиции. Оно ко мне "пришло" позднее, когда я ознакомилась с историей Нидерландов, завоеваний в средневековой Европе, возниковением Франкской империи, а затем Священной Римской Империи. Музейный текст об этом не говорит, но заглянуть оказалось важным для понимания, что было "до" и стало "после".

Картины на выставке были объединены по темам. Мы начнем с портретов.

Серия "ЛИЦА НОВОЙ НАЦИИ"
(далее музейный текст):

Голландская республика возникла в результате революции против испанского империализма и навязывания католической веры. При этом некогда политически и культурно объединенные Нидерланды разделились на два государства - независимую и официально протестантскую Голландскую республику и испанские Нидерланды, примерно соответствующие современной Бельгии, которая оставалась католической. Голландская республика, наводненная беженцами от войны и религиозных преследований, была страной огромной социальной мобильности и разнообразия. Те, кто мог позволить себе делать портреты, использовали их, чтобы выразить свою личность и статус через костюм, аксессуары и гербы. Портретная живопись предоставила художникам не только готовый источник дохода, но и возможность экспериментировать, изобретая новые способы выражения индивидуальности и привязанности между парами и членами семьи.



Томас де Кейзер (нид. Thomas de Keyser, род. 1596 г. Амстердам — ум. ноябрь 1679 г.) — голландский художник.
Музыкант и его дочь, 1629
Отец и дочь в этом элегантном интерьере демонстрируют здоровье и уверенность патрициев в семнадцатом веке в Амстердаме. Они носят роскошную черную одежду (дочь в костюме взрослой женщины), а лютня актера - это дорогой импорт из-за границы и знак утонченности. Де Кейзер преуспел в изображении объектов в перспективе, таких, как изношенный ящик для лютни и классический дверной проем.


Герард Терборх Младший (нидерл. Жерар тер Борх; 1617, Зволле - 1681, Девентер) - один из главных мастеров голландской жанровой живописи золотого века. Первым открыл частный мир городских обывателей, запечатлев их за повседневными занятиями в домашней обстановке.
Семья Ван Меркеркен, ок. 1653-54
На этом портрете своего двоюродного брата, Хартога ван Меркеркена с женой Сибиллой и их сыном, Терборх разошелся с условностями, изобразив жену слева - на традиционно мужской стороне панели. Асимметричная и динамичная композиция, и жест молодого мужа, показывающий карманные часы жене, придают портрету элемент повествования. Это эмоциональное и убедительное изображение семьи, т.н. нуклеарной, состоящей из одного мужчины, его жены и детей, свидетельствует о разрыве с династическими образами предыдущих поколений, хотя старая традиция сохраняется в трех гербах, сгруппированных в верхнем левом углу.



Франс Халс, Антверпен 1582 / 83–1666 Харлем
Паулюс Вершуур (1606-1667), 1643
На этом портрете роттердамского купца Паулюса Вершуура с согнутой в локте и упёртой в бок одной рукой и объемным плащом, обернутым вокруг средней части тела, видна свободная манера письма, которые сделали Халса востребованным и влиятельным портретистом. Фирменная грубая кисть художника, видимая, например, в кружевах и перчатках, при его жизни вышла из моды, но в конечном итоге оказала большое влияние на художников-импрессионистов XIX века.


Йоханнес Верспонк / Johannes Verspronck , родился ок. 1601-3, умер 1662, Харлем
Мужской портрет, 1645
Как и его современник Паулюс Вершуур в смежном портрете Халса, этот человек носит широкополую черную шляпу, кружевной воротник и манжеты и мятую кожаную перчатку. Но даже работая с этими общими элементами респектабельной голландской одежды, Верспронк придерживался своего стиля, отдавая предпочтение гораздо более гладкому, более иллюзионистскому нанесению краски, чем Халс, его главный конкурент для портретных комиссий в Гарлеме. В течение семнадцатого века вкусы в значительной степени сместились от грубых и живописных стилей к более ровному, плавному подходу таких художников, как Верспронк.


Рембрандт ван Рейн, Лейден 1606-1669 Амстердам
Мужской портрет, 1632
Этот хорошо сохранившийся портрет, написанный сразу после приезда Рембрандта в Амстердам, демонстрирует талант, который позволил молодому художнику быстро сделать себе имя в крупнейшем и наиболее артистически конкурентоспособном городе Голландской Республики. Овальный формат был модным в то время, и льняные складки воротника-жабо мужчины давали Рембрандту возможность показать свою фирменную энергичную кисть. Ничего не известно об идентичности человека, и надпись, указывающая его возраст в сорок лет, вероятнее всего добавлена позже.




Рембрандт ван Рейн, Лейден 1606-1669 Амстердам
Герман Доомер (ок. 1595-1650), 1640
Герман Доомер был успешным краснодеревщиком, который работал с импортированным черным деревом, модным в Амстердаме семнадцатого века. Исключительная забота, которую Рембрандт проявил к реалистичному сходству человека на портрете, может указывать на его уважение к товарищу-ремесленнику. Примерно в то же время, когда Рембрандт нарисовал портрет Доомера и его жены (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), сын пары, Ламберт, был учеником в мастерской художника.







Рембрандт ван Рейн, Лейден 1606-1669 Амстердам
Человек с увеличительным стеклом, начало 1660-х годов
Скорее всего, на этом портрете изображен амстердамский аукционист Питер Харинг (1609-1685), который когда-то занимался продажей знаменитого портрета итальянского мастера эпохи Возрождения, Рафаэля, который послужил источником вдохновения для Рембрандта. Человек на портрете, возможно, использовал увеличительное стекло в своей руке, чтобы оценить картины и другие предметы роскоши, циркулирующие на оживленном амстердамском арт-рынке. Как и его жена, на портрете, который также можно увидеть на выставке, он позирует в костюме, который не имеет ничего общего с голландской одеждой того времени.


Рембрандт ван Рейн, Лейден 1606-1669 Амстердам
Woman with a Pink / Женщина с розовой гвоздикой, начало 1660-х годов

Лоб женщины на этом портрете украшен драгоценными камнями, в руках она держит розовую гвоздику, символ любви и брака. Позолоченная рама для картины, видимая на заднем плане, указывает на роскошный интерьер, но ее задумчивое выражение лица выводит этот портрет за пределы простого заявления о статусе. Если ученые правильно определили человека на соседнем портрете, висящем рядом с этим, как Питера Харинга, то женщина, изображенная здесь, его жена, Элизабет Делфт (около 1620-1679).






Рембрандт ван Рейн, Лейден 1606-1669 Амстердам
Автопортрет, 1660
Рембрандт был предан автопортретам всю свою жизнь, и около сорока его автопортретов сохранились до наших дней. В этом примере, написанном, когда Рембрандту было пятьдесят четыре года, художник безжалостно изобразил признаки старения на лице, накладывая краску выпуклыми мазками, чтобы передать нахмурившиеся брови, тяжелые мешочки под глазами и двойной подбородок. Недавнее снятие синтетического лака раскрыло секреты методов работы Рембрандта, показав, например, как он использовал противоположный конец кисти, чтобы обозначить ее торцом линии грубых кудрей, выплескивающихся из его кепки.






Герард Дау (Геррит Доу), 1613-1675, Лейден
Автопортрет, ок. 1665
Доу был первым учеником Рембрандта, всего на семь лет моложе своего учителя. Старший художник вдохновил своего ученика писать автопортреты в течение всей жизни, часто в причудливом или театральном костюме. В некоторых автопортретах Доу принял облик аристократа, но здесь он с гордостью демонстрирует инструменты своей профессии. Вместо того, чтобы принять характерную грубую манеру живописи Рембрандта, Доу прославился своими подобными драгоценностям поверхностями и кропотливым методом живописи, качествами, которые побудили Philips Angel выделить его в качестве образцового художника в своей лекции «Похвала живописи». (Филипс Ангел (1616 г. -1683 г. ) - голландский художник в стиле барокко , график и писатель.
В 1642 году он выпустил книгу-адрес друзьям художникам "Похвала живописи" ) .







Рембрандт ван Рейн, Лейден 1606-1669 Амстердам
Флора, ок. 1654
В отличие от многих своих амбициозных современников, Рембрандт никогда не ездил в Италию. Тем не менее, итальянское искусство оказало на него глубокое влияние; в этом изображении римской богини весны он отреагировал, в частности, на венецианского мастера шестнадцатого века Тициана. При этом, мрачная окраска и грубая обработка краски делают эту работу безошибочно принадлежащей Рембрандту, и богиня может быть основана частично на портрете покойной жены художника, Саскии, которая была музой и вдохновителем многих его картин.













Рембрандт ван Рейн, Лейден 1606-1669 Амстердам
Жерар де Лайресс (1641–1711), 1665–67
Будучи молодым художником, Де Лайресс восхищался манерой Рембрандта и позировал ему для этого портрета. Рембрандт направил свое пристальное внимание на черты модели, изуродованные тем, что, вероятно, было врожденным сифилисом. Это состояние в конечном итоге привело к тому, что Де Лайресс ослеп, и всю оставшуюся жизнь посвятил сочинениям по искусству, в которых он уничижительно сравнивал  нанесение Рембрандтом густой краски с «жидкой грязью на холсте». Портрет дает пронзительное свидетельство момента контакта между художниками, которые представляли диаметрально противоположные эстетические лагеря.




Серия "CONTESTED BODIES" (Подход к изображению персонажей в картинах на исторические или мифологические сюжеты отличный от господствующей художественной традиции).

  "Рембрандт выбрал не греческую Венеру в качестве своей модели, ( скорее, мойщицу или торговку торфом), и назвал эту прихоть "подражанием природе" - Андриес Пелс, 1681.
Историческая живопись, изображающая эпизоды из классического мифа и Библии, была самой престижной категорией искусства по стандартам семнадцатого века. Требовалось, чтобы художники овладели изображением человеческой формы, которая считалась основным элементом визуального повествования. Тем не менее, голландские художники использовали разные подходы к изображению тела. Некоторые ассоциировали свои фигуры с классическим идеалом, основанным больше на древней скульптуре, чем на тщательном наблюдении за живыми моделями. Другие, особенно Рембрандт, населяли свои исторические картины обычными людьми, которые, казалось, вошли прямо с улицы в мастерскую художника.

   Андриес Пелс ( Амстердам 1631 -1681 ) был автором нескольких переведенных пьес и книг по драме и поэзии. Пелс атаковал работы Рембрандта и назвал его первым еретиком в живописи. В поэзии он был последователем направления..." гладкость и сладость, гладко отполированный стих, внешняя грация и тонкость формы" ... которое стало доминировать и в живописи и подменило собой реализм, великими представителями которого были Рембрандт и Халс (примечание мое).


Рембрандт ван Рейн, Лейден 1606-1669 Амстердам
Беллона, 1633

   Типичное для интерпретации Рембрандтом древнего мифа, это изображение римской богини войны, возможно, отражало готовность голландцев к конфликту во время восьмидесятилетней войны с Испанией. Вместо того, чтобы искать идеализированный образ в античной скульптуре, Рембрандт основал свое изображение божества на современной женщине. Сверкающие поверхности брони Беллоны и внушающий страх щит позволили молодому художнику продемонстрировать бравурное мастерство.













Рембрандт ван Рейн, Лейден 1606-1669 Амстердам
Туалет Вирсавии, 1643 г.

     Рембрандт показывает библейскую фигуру Вирсавии полностью обнаженной, погруженной в момент созерцания и не подозревающей, что ее видит царь Давид в далекой башне на заднем плане. Критики-классицисты особенно возражали против реалистического представления Рембрандтом женского тела, заявляя, что следы подвязок можно увидеть на ногах его фигур из истории или мифов (на  этой картине - след на левой ноге Вирсавии). Как и большая часть картины, служительница, укладывающая волосы Вирсавии, плохо прорисована поверху предыдущей подчистки, но то, что можно различить, указывает на женщину африканского происхождения.

Серия "КРАСНОРЕЧИВЫЕ ВЕЩИ"
Подобно пейзажной живописи, натюрморт был новым и экспериментальным жанром, достигшим больших высот в голландской живописи XVII века. Художники использовали натюрморт, чтобы передать множество посланий о человеческом тщеславии, упоении от потребления предметов заморской роскоши и деликатесов. Изображение продуктов и предметов, даже самых скромных, дало художникам возможность воссоздавать на полотнах иллюзорный мир. Некоторые художники по натюрмортам работали в тесном диалоге с учеными, применяя новые знания в наблюдениях за природой. (Ссылка на возникшее в то время увлечение естественными науками и их популяризацию в живописи).  Будучи картинами без людей, натюрморты показывали изобилие, предоставленное недавно созданными голландскими торговыми путями, и экономический успех Республики, но при этом не учитывались человеческие издержки колониальной войны и рабства.





Виллем Клас Хеда, 1594–1680 Харлем
Натюрморт с устрицами, серебряным тазом и стеклянной посудой, 1635 г.
Стол, накрытый устрицами, лимоном и пивом, приглашает зрителя соединить визуальное и кулинарное удовольствие. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается разбитое стекло и бумажный конус, предназначенный для хранения специй, вырванный из альманаха, оба напоминают о наших быстро проходящих днях. Хеда зарекомендовал себя как художник, достигнув множества живописных эффектов, таких как иллюзия полированного серебра, блестящих устриц или отражающего стекла, работая почти исключительно в оттенках серого.



Виллем Кальф, Роттердам 1619-1693 Амстердам
Натюрморт с фруктами, стеклянной посудой и китайской чашей Ваньли, 1659 г.

 Китайская фарфоровая чаша и турецкий ковер в этом натюрморте, возможно, роскошные предметы импорта, на этой картине небрежно разместились на деревянном столе вместе с вином и фруктами. Чаша с лимонной цедрой свисающей через ее край, балансирует на куске хлеба, оживляя статичное расположение предметов. Согласно Жерару де Лайрессу, художнику и писателю следующего поколения, Кальф «превосходил других в натюрморте», хотя «он никогда ... не знал, как объяснить свои образы, почему он изобразил то или иное, но просто (нарисовал) все, что пришло ему в голову ".

Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле. Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света. ... Абсолютно справедливо Кальфа называют «Вермеером натюрмортной живописи», и кое-где Кальф его превзошёл. (из Вики).




Абрахам ван Бейерен, Гаага 1620 / 21-1690 Оверсхие (Роттердам).
Натюрморт с омаром и фруктами, вероятно, начало 1650-х годов
Блестящие металлические и стеклянные поверхности посуды отражают в этом натюрморте фрукты рассыпанные в изобилии и большого омара. Тяжело нагруженные столы, подобные этому, выставляющие напоказ заморские продукты питания и предметы роскоши, такие, как сине-белая фарфоровая чаша из Китая, символизировали голландский натюрморт во второй половине XVII века. Такие картины представляли собой отход от напоминаний о бессмертии и тщеславии в более ранних натюрмортах и переход к искренним объятиям земных удовольствий.



Маргарет Хаверман (ок. 1693 - после 1739) - художница цветов из северных Нидерландов.
Ваза с цветами, 1716

   Поскольку едва ли женщины-художницы имели доступ к обнаженным моделям, многие из них стали специалистами по натюрмортам. Хаверман училась у известного своей скрытностью художника-цветочника Яна ван Хейсума, а затем поступила в Королевскую академию в Париже, откуда ее вскоре исключили по неизвестным причинам. Мастерство художницы в полной мере проявляется в этой великолепной композиции цветов и фруктов, в которой она использовала инновационные пигменты, такие как прусский синий. Со временем органический желтый озерный пигмент поблек, в результате чего у листьев появился синий цвет. Приобретенная в 1871 году, это единственная картина в коллекции голландской живописи XVIIв., написанная женщиной.

Posts from This Journal by “painting” Tag

Comments

( 4 — Leave a comment )
fotovivo
Mar. 8th, 2019 07:15 am (UTC)
Серьезный материал.
drakosh_a
Mar. 8th, 2019 04:33 pm (UTC)
Хотелось, как всегда, быстренько написать о впечатлениях после очень хорошей выставки...ушло четыре недели, чтобы понять, на что замахнулась, и поверхностно ознакомиться с темой ) Каждый раз обещаю себе, больше так не делать, но непонятно тогда, как рассказать. Вывалить на читателя несколько десятков картин без подписей и скромно ожидать, что ценитель разберется, либо не писать ?

Edited at 2019-03-08 04:40 pm (UTC)
fotovivo
Mar. 8th, 2019 06:19 pm (UTC)
Да как на душу легло, так и делать, если самому интересно, то что пишешь, то есть шанс, что найдется свой человек, которому тоже понравится, а если саму не очень, то точно никому не придется по душе
drakosh_a
Mar. 8th, 2019 06:31 pm (UTC)
Разбираться было очень по душе, это только верхушка айсберга. Много интересного на вебсайте музея, на страничке самой выставки. У них появилась замечательная опция: теперь можно слушать записи сопровождения аудиогида к каждой картине прямо на этой страничке. Я спешила все увидеть до закрытия и не успевала аудиогида слушать, а теперь смогу это сделать (и придти еще раз :).
( 4 — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com