?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Выставка "Неджеманх и его золотой гроб" посвящена новому приобретению Метрополитен музея. Покупка уникальная по своей красоте и значению для изучения искусства и культуры Древнего Египта. Золотой гроб высшего жреца Неджеманха, служителя в храме бога Херишефа, покровителя Гераклеополя, великолепно сохранился, хотя сама мумия не сохранилась и местоположение могилы, где он был захоронен, неизвестно. Золотой гроб представляет из себя редкий образец искусства захоронения 1в. до н.э.

У этого экспоната было несколько владельцев, начиная с 1971г. он находился в частной коллекции. Музей приобрел его в 2017 году.

Выставка занимает всего одну комнату, главный экспонат один - золотой гроб жреца. Он состоит из верхней и нижней частей, которые выполнены в технике картонажа: слои ткани покрывались смолой и тонкими прослойками из гипса, что делало такую оболочку очень легкой.
Поверху нижняя и верхняя части гроба покрыты тончайшими листами золота, а внутри в верхней части была еще оболочка из серебра, которая по верованиям египтян, должна была защитить голову Неджеманха от злых духов. Лицо на крышке гроба имело стеклянные глаза, вставленные в бронзовые глазницы, на плечах фигуры были сделаны петли чтобы поддерживать ожерелья из свежих цветов.

Остальные экспонаты в комнате - предметы из постоянной коллекции музея, связанные по теме с культурными и религиозными обычаями того времени, когда жил Неджеманх. Они также "сопровождают" множество выполненных в технике рельефа сюжетов-рассказов на крышке гроба.

Выставка, по-моему, замечательная. Я узнала о древних верованиях и ритуалах египтян, о которых постараюсь вам рассказать, таких как "открытие рта" или  "взвешивание сердца". Увидела "сердечного скарабея" и постаралась найти ритуалы связанные с ним. Каждый предмет на выставке был своеобразным "открытием", хотя я встречалась с этими предметами и раньше, видела их на больших выставках, но как оказалось, не задумывалась и не задавалась вопросом, что они означают. В данном случае, помогло то, что выставка относительно небольшая и у меня было время и возможность подойти к каждому экспонату и прочесть сопроводительный текст. У меня ушло больше трех недель, чтобы написать этот пост. За все это время я изучила, для сравнения, перекладинку к букве "А", даже обо всем алфавите не приходится говорить, а о словах и предложениях из них даже и помыслить не приходится, настолько огромна и сложна древнеегипетская история, культура, философия и система верований.
В тексте могут быть неточности с именами и понятиями, что не удивительно, каждый источник информации приводит свой вариант произношения имен, тех или иных событий, а вариантов есть множество.


1.
Немного истории, без которой трудно понять, о чем рассказывали предметы на выставке: Клеопатра воцарилась на египетском троне около 47 г. до н.э., ко времени, когда династия Птолемеев уже правила Египтом около 300 лет.
Египетские правители и элита следовали традициям греческой культуры, но большинство населения продолжало придерживаться древнеегипетских обычаев и традиций, что наглядно отразилось в религиозных обрядах и захоронениях того времени. Этому остались свидетельства в храмах, склепах и саркофагах.

Неджеманх, которому посвящена эта выставка, как высший жрец в храме египетского бога, считал необходимым следовать древнеегипетскому погребальному обряду, чтобы сохранить свое тело и помочь своему духу, когда он путешествовал из земной жизни в желанное вечное существование. Гроб был основным "транспортом" в то время, где помещалось все необходимое для трансформации, и Неджемахт заказал для себя впечатляющий экземпляр. Его гроб выполнен из картонажа по форме тела, украшенный внутри и снаружи виньетками и символами, предназначенными для защиты его мумифицированного тела и его духа. Важнейшей особенностью гроба является гимн, начертанный в нижней части, который говорит золоте и серебре, символах божественности. Согласно верованиям египтян они символизировали бессмертие. Применение драгоценных металлов для облицовки поверхности гроба переводит слова гимна буквально, гарантируя вечное существование Неджеманху, как божественному существу.

 На этой выставке также представлены храмовое убранство, предметы захоронения и произведения искусства, которые иллюстрируют время в котором Неджеманх жил, роль которую он играл в египетском обществе и сопровождают подробное повествование о его путешествии в загробный мир в инкрустированных рисунках на поверхности гроба.


2,3.
Гроб Неджеманха сделан из картонажа, композиционного материала, состоящего из слоев текстиля, пропитанных животным клеем и покрытых толстым слоем гипса. Он украшен пасти́лья (от итал. pastiglia — «лепешка, комок теста»), низким лепным рельефом из гипса., Эта техника позже использовалась в западном средневековом искусстве. Рельеф пастилья расписывают красками или покрывают позолотой. Рельефные формы гроба Неджеманха основаны на подготовительных рисунках, выполненных красной краской, видимой внутри крышки. Тончайшие золотые листы и серебряная фольга были затем приклеены к ее внешней и внутренней поверхностям соответственно.


4.
Подготовительный рисунок красной краской для наружного рельефа на крышке гроба.
Серебро на внутренней поверхности крышки корродировало и поэтому так выглядит.


5. Осирис и Неджеманх.

Существенным для трансформации покойного были его или ее отношения с Осирисом. Мифический ранний царь Египта, этот бог правил со своей женой-сестрой Исидой, пока он не был убит их ревнивым братом, Сетом.
Исида, с ее сестрой Нефисис, возродила своего мужа с помощью магии и зачала сына, бога Гора, Однако, Осирис не мог больше оставаться на земле. В форме мумии он спустился в подземный мир, в который, как предполагалось, вход был с запада, следуя заходящему солнцу. Там он жил вечно, как властитель загробной жизни, каждый день сливаясь с богом Солнца Ра, чтобы дать возможность возрождения солнцу и своей собственной жизни в вечности.
Физическое тело Неджеманха, идеально мумифицированное, обернутое в льняные ткани и защищенное  гробом, идентифицировалось с Осирисом. Бестелесные аспекты его существа должны были сойти в подземный мир, для суда, чтобы он мог остаться в обществе бога навечно.


6. Крышка гроба инкрустированна сюжетами из подготовки Неджеманха к путешествию в загробный мир и затем судом над ним в подземном царстве, который окончательно решит его дальнейшую судьбу.


7. Фрагмент крышки гроба Неджеманха со сценой "Взвешивание серца"

Изображения суда во время этого ритуала широко известны: Анубис взвешивает сердце покойного, а неподкупные судьи — 42 бога — в присутствии Осириса решают его судьбу. После суда праведный человек попадает на «поля Хотеп» — в египетский рай. Правда, сегодня трудно назвать загробную жизнь покойного райской — тот, кто был оправдан на суде Осириса, должен был сеять, выращивать и жать пшеницу в человеческий рост высотой, предназначенную на хлеб для богов.
Ада, по древнеегипетским представлениям, не существовало: человека, чьё сердце отягощено грехами, просто пожирало чудовище, и он уже не мог воскреснуть.

Этот сюжет взят из папируса, содержавшего набор заклинаний, обычно известных как «Книга мертвых». Здесь иллюстрируется заклинание 125, в котором умерший показывает, что он прожил этическую жизнь. Эта книга размещается в подземном зале суда Осириса, где умерший обращается к коллегии из сорока двух судей и утверждает, что не сделал ничего плохого в своей жизни на земле. В то же время его или ее сердце взвешивают с сидящей на корточках на другой чаше весов богиней Маат, воплощающей космический порядок. (Очень часто на весах изображали "перо истины Маат"). Если весы уравновешиваются, Осирис предоставит вечную жизнь; если же нет, сердце съедалось существом, называемым Пожирателем (гибридом из гиппопотама-крокодила), и смерть была окончательной. На своем гробу Неджеманх изображен с поднятыми руками в ликовании, как  утверждающим положительный результат для его суда.

У древних египтян период между смертью и захоронением считался самым опасным.
Правильно выполненное бальзамирование и похоронные ритуалы помогали переселению умершего и обеспечивали ему или ей вечную жизнь.
В идеале тело прекрасно сохранялось при использовании специальной соли, смешанной с маслами и благовониями, обернутое в многочисленные слои льняной ткани. Во время этого ритуала жрецы читали заклинания.
Мозг изымали, а сердце не трогали. Внутренности (легкие, печень, желудок и кишки) бальзамировали отдельно и либо хранили в отдельных сосудах, либо возвращали на место в мумию. Исходя из веры египтян в полное воскресение тела умершего, ему это все было необходимо для будущей жизни.
Куда девали мозги, еще предстоит разобраться...

8. Еще один фрагмент из ритуала "Взвешивание сердца", одного из центральных в религии и философии древних египтян.
На фрагменте виден только что умерший человек, попавший в место, расположенное между Землей и царством мертвых. Он стоит рядом с весами, и сейчас его будут судить за его прошлые дела на Земле. Заправляет всей церемонией бог Анубис, который, тщательно взвешивает сердце человека на одной чаше весов и страусовое перо истины — на другой. Сердце, а не голова представляло воплощение совести души человека для древних египтян.
Богиня Маат Юга и Севера - являлась госпожой зала загробного суда.На суде Осириса в «Зале двух истин» Маат опускала на одну из чаш весов свое перо истины. На другую чашу помещалось сердце покойного (вот почему из всех внутренних органов сердце оставалось в мумии). Если сердце оказывалось вровень или легче пера, значит, покойный вёл праведную жизнь и достоин благодатных полей Иалу (рая). Если сердце перевешивало, то грешника сжирала чудовише Амат и человек переставал быть. Теперь вы понимаете, какими заботами была обременена жизнь египтянина.


9.
Жезл с емкостью для курения благовоний, который держал жрец. В разных культурах емкость выглядела по-разному: мы ее знаем, как кадильницу.


10.
Покровитель Гераклеополя бог Херишеф с бараньей головой. Неджеманх был верховным жрецом в храме этого божества.
В древнеегипетской иконографии в виде барана (или человека с головой барана) изображались многие великие боги: создатель первых людей, Хнум, бог солнца Амон, покровитель Гераклеополя Херишеф.
Особой символической мощью наделены бараньи рога. Спиралевидные рога египетских богов символизируют циклическое движение солнца через земной мир живых и загробное Царство Мертвых.


11. Статуэтка бога Херишефа, с бараньей головой и крылатой короной.

Надписи на гробу Неджеманха повествуют о человеке, который всю жизнь провёл в храме и указывают на статус высшего жреца, служившего богу Херишефу в Гераклеополе. Неджеманх обслуживал все нужды храма, как  практические, так и входящие в культ поклонения богу. Самые ранние алтари Херишефу известны со времен Древнего царства в Гераклеополе около 1900 г. до н. э.. Имя могущественного божества тесно связывали с убийствами, кровопролитием, но также и с плодородием. Его часто изображали с головой барана, с солнцем вместо правого глаза и луной вместо левого, с высокой короной украшенный перьями с двух сторон.

Ежедневная жизнь в храмах концентрировалась вокруг образа божества, обитающего в храме, поклонения ему: жрецы проводили ритуалы и возлагали приношения на алтарь. Статуи богов воспринимали, как живые существа: их обмывали, одевали и украшали драгоценностями. Неджеманх занимал привилегированное положение в храме, находясь вблизи от статуи божества. От него требовалось держать себя в особой чистоте, что включало, помимо очистительных ритуалов, бритье головы.

Назначаемый самим фараоном, верховный жрец выполнял роль, которая несла огромный политический и религиозный вес. Во многих отношениях этот класс священника служил мостом между правителем и управляемым. Стоявшие надо всем, похороны в Древнем Египте  освящались верховным жрецом, который читал заклинания из Книги мертвых, во время важнейшего ритуала "открывания рта", который обеспечивал безопасное прохождение вновь умерших людей в их путешествие в другое царство. Эти заклинания также давали душе способность использовать все пять чувств, как это было с человеком на земле.


12. Ритуальное одеяние жреца

Головной убор, на этой фотографии представляет из себя уникальный образец, который очень редко удается увидеть. Он известен больше из рельефов на могилах и фресках.

Убор состоит из парика с короткими тугими завитками и золоченной длинной витой пряди, выпущенной сбоку. Во время совершения ритуала,  который давал новую жизнь мумифицированному телу, чтобы умерший мог жить вечно, жрец надевал особый наряд, который состоял из шкуры леопарда, белого кушака и заплетенного в косы парика.

Наброшенная на плечи или свисающая на спине леопардовая шкура была могущественным символом возрождения, особенно для жрецов, совершающих обряды от имени умерших.

Из описания следует, что она была у всех жрецов  во время ритуалов, но почти все редкие сохранившиеся образцы, выполнены из раскрашенной льняной ткани. Предположу, что египтяне уже тогда следили за сохранением редких видов животных :)

У костюма на фотографии лапы, хвост и вырез шеи были выкроенны из удвоенного куска ткани, края которой были сшиты вместе. Пятна леопарда были когда-то ярко окрашенными розетками красного, желтого и синего цветов.


13.
Оплакивание двух умерших перед входом в склеп. Новое царство. Правление Аменхотепа III - Акхенатена. 1395-1349 г.г. до н. э.

На этой копии древней картины изображены два гроба, установленный вертикально перед жрецами у входа в склеп. Струи голубой воды (их видно) изливаются из сосуда, (изображение не сохранилось), который держит один из жрецов, очищая/освящая оба гроба. Слева второй жрец держит над головой тесло - топорик со специальным лезвием, повернутым вокруг рукоятки, который использовали в ритуале "Открытия рта", после которого умерший символический воскресал. (После детального изучения сцены, пришла к выводу, что второй жрец слева за кадром, а в кадре в верхнем левом углу видны только две руки и тесло). Еще два жреца поддерживают гробы. Сцена украшена пышными букетами цветов, внизу изображены две женщины, убитые горем, одна из них, жена умершего, посыпает голову прахом и льёт слёзы.

Среди заупокойных ритуалов обряд "отверзания уст и очей" занимал очень важное место: жрец совершал взмахи ритуальным ножом над устами, глазами и ушами покойного, чтобы тот мог есть пищу иного мира, видеть его обитателей, слышать их голоса. Спросить, однако, как пройти по дорогам иного мира, было не у кого.


14. Арочные своды из глины и кирпича возводимые над захоронением.

Хотя точное расположение могилы Неджеманха неизвестно, архитекторы обнаружили другие захоронения и могилы относящиеся ко времени правления Птоломеев и раннему римскому периодам от 330 г. до н. э. и до 100 г. н.э., что помогло ученым представить себе, как выглядело его захоронение.
Во то время многие склепы сооружали под землей, из кирпича и глины, у некоторых были полукруглые арочные потолки, а другие, т.н. "шахтные" имеют узкий проход, который ведет в камеру/комнату. Было также распространено зарывать гробы просто в землю в укромных местах, иногда поверху этого места возводили сооружение из глины и кирпича, чтобы пометить место захоронения. Такое сооружение называлось "мастаба".
В период правления Птоломеев и правления Рима люди также предпочитали хоронить умерших близко к старым захоронением или внутри них, так было дешевле, поэтому захоронения часто содержат могилы из разных периодов времени. Однако экономия не всегда руководила поступками родственников. Использование укромных, защищенных мест давало безопасность и новому захоронению.


15.
1. Могила, сооруженная из использованных архитектурных обломков предыдущего захоронения.
2. Гроб закопанный в песок.
3. Захоронения, увенчанные мастаба (специальными сооружениями над захоронением) в большом комплексе с пирамидами.


16.
Статуэтка обезьяны, совершающей молитву, подобно бабуинам изображенным на гробе Неджеманха, в качестве иллюстрации добавлена из основной коллекции музея.
Эта статуэтка изображает обезьяну сложившую ладони в жесте поклонения солнцу. Для древних египтян бабуины служили символами почитания восхода и захода солнца. Их верещание содержало секретные знания, которыми они, по верованием египтян, хотели поделиться.
Материал и прекрасное качество статуэтки указывают на её принадлежность к королевскому подношению от Рамзеса II, (его имя содержит табличка на спине бабуина).


17.


18. Сердечный скарабей

Два божества, изображенные на этом сердечном скарабее, Исис и Нефсис, воздевают руки поклоняясь и охраняя. Их часто изображают стражами тела их брата Озириса.

На амулете они охраняют сердечного скарабея, которого клали на грудь мумии, внутри тканей, над местом, где располагалось сердце.

Важнейшей частью сердечного скарабея были заклинания, начертанные на нем, в которых умерший просил свое сердце не свидетельствовать против него на суде Осириса.  Египтяне боялись, что сердце, место памяти и совести, будет свидетельствовать против покойного в Божественном Трибунале. Помещение сердечного скарабея в бинты мумии или вокруг шеи умершего предназначалось для предотвращения этого. На них часто написано заклинание из Книги Мертвых, умоляющее сердце не покидать своего владельца.

Сердечный скарабей также ассоциировался с мумификацией, потому что куколки скарабея похожи на мумию. Египтяне также знали, что жук будет копать ход в землю, чтобы похоронить в ней яйца, и потомство скарабея позже выйдет из земли. Они связывали это с шахтой, ведущей в погребальную камеру, из которой возник бы возрожденный дух.

По замыслу, скарабей (навозный жук) тропическое насекомое, движение которого символизирует путь, проходимый Солнцем, катает навозные шарики со своими личинками с востока на запад. Примечательно то, что по мере скатывания шарики становятся больше и скарабей практически становится на голову, таща за собой эту ношу.

Египтяне отождествляли навозный шарик с Солнцем, так как они рассматривали и то и другое, как символы дающие начало новой жизни. Скарабей, в свою очередь, стал знаком бога Хепера, олицетворявшего воскрешение.

Как и во многих современных религиях, умерший должен был показать «заслуги» для достижения загробной жизни, иначе его душа и тело были обречены на вечное скитание. Такие скарабеи часто инкрустированны текстами с заклинаниями, в которых владелец просит сердце не свидетельствовать против него или неё во время ритуала "взвешивания сердца" в загробном мире. Эта церемония изображена в верхней части крышки гроба Неджиманха.


19.
Dревние египтяне представляли себе, что солнечный цикл происходит внутри тела богини Нут.  Символизируя небо, она проглатывала солнце на закате, охраняла его от опасностей Ночи и рождала вновь на рассвете. На внутренней поверхности гроба изображено тело богини, раскинувшееся в форме арки, как бы связывая гроб с утробой, в которой находится божественный сын-Солнце, Неджемакт.


20.
Крылатый скарабей толкающий солнечный диск, изображает солнце, склоняющиеся к закату. Такой же скарабей изображён на головной части гроба Неджиманха с полукруглым выступом в центре, изображающим восходящее Солнце. Между лапками скарабея нарисован знак, символизирующий вечность, который, таким образом замыкает цикл, который никогда не заканчивается, символизируя вечную жизнь, которая ожидает Неджиманха.

Такого скарабея, как на фотографии, нашли в одном из саркофагов, где была захоронена Нана- певица Амона-ра. «Певица Амона» – жреческий титул, которым с эпохи Нового царства наделялись многие знатные женщины. «Певицы» бога участвовали и в важных религиозных обрядах, и во время погребальных церемоний. Их обязанностью было исполнение молитв нараспев под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Амон первоначально был богом неба и воздуха, однако с эпохи Нового царства стал считаться богом солнца (Амон-Ра).


21. Солнце восходит в солнечной ладье в лапах у скарабея
Форма пирамиды, символизирующая солнечные лучи, а также насыпь, на которой стоял Творец, чтобы создать мир, была тесно связана с культом бога солнца Ра. Форма использовалась, чтобы увенчать обелиски, а также для пирамид, установленных над погребальными захоронениями. Резьба с двух сторон иллюстрирует дневной цикл солнца: жук-скарабей помогает солнечному диску, когда оно поднимается в солнечной барке (ладье), а заходящее солнце лежит на горизонте в барке ночи. Ниже этих сцен изображены молящиеся бабуины с жестами восхваления.


22. Жрец Иофаа молится богу Ра.
Эта пирамида с крутыми склонами расписана для Иофаа, жреца Осириса, правителя Небесного мира, на священной земле в Абидосе.
Надпись в верхней части каждой стороны пирамиды содержит имя и главный титул Иофаа. На двух сторонах Иофаа изображен на коленях, подняв руки в знак поклонения: с одной стороны он просит, чтобы его одарил бог Ра. Выше на помосте над алтарем расположена фигура шакала, символизирующая бога мертвых Анубиса, который держит скипетр передними лапами. На других двух сторонах центральная надпись, дающая имя и титул Иофаа, окружена двумя бабуинами (по одному с каждой стороны), с жестами похвалы. Выше - солнечные ладьи: с одной стороны солнце, идущее к закату, изображено в ладье на линии горизонта; с другой стороны, солнце в ладье поднимается, балансируя на передних лапах скарабея (бога Хепри).


23.


24. Мумия сокола для захоронения.

У древних египтян сокола ассоциировали с небесным богом Ра, но он также был символом погребального бога Сокара, древнего божества места, где находились великие пирамиды, впоследствии слитого с Озирисом. У подножия гробницы Неджеманха находится сокол, держащий изображение предназначенное для защиты умершего, чтобы гарантировать его или ее трансформацию. Эта фигура Сокара в виде мумифицированной птицы была прикреплена к верхней части гроба или погребального ящика. Во время чествования Сокара мумифицированный бог, как предполагалось, возрождался как солнечный сокол.


25.


26. Божества, изображающие солнце:

Богиня Хазoр в образе коровы с солнечным диском между ее рогами.
Фигурка богини Исиды в короне увенчанной рогами и солнечным диском.
Фигурка сидящей богини с львиной головой, несущей солнечный диск.
Менат (амулет), изображающий солнечные символы в форме богини со львиной головой, кобры (священной змеи, изображенной на головном уборе) и розетки.
Скарабей с изображением барана, воплощающие изображения бога солнца Aмона-Ра


27.
Статуэтка Гора как покровителя города Сехема, увенчанная солнечным диском.
Будучи могущественным творцом всего сущего, бог солнца часто сливался с другими божествами. Гор, бог с головой сокола, царь богов и небесный властитель, часто изображался по образу Ра, и присутствие солнечного диска подтверждает это единение.

Город Сехем, известный у греков, как Летополис, впоследствии был поглощен пустыней и был известен у египтян культом богини Секмет.
Жрецы богини, желая предотвратить поглощение города песками, приносили в себя в жертву, чтобы задобрить Секмет и остановить наступление пустыни на город. Не помогло, Ледополис был брошен людьми и его поглотила пустыня.



28.
Ежедневное возрождение Ра.
Бога солнца на рассвете иногда изображают, как ребенка, присевшего на цветущий лотос. Этот цветок, который открывается на рассвете и закрывается на закате, стал солнечным символом.
Присевший на лотосе ребенок, воплощает бога солнца при рождении.


29. Глаза Ра.

1.Многочисленные богини со львиными головами, защищали бога солнца -их называли «Глаза Ра».
Солнечный диск в их головном уборе и символ священной кобры, как эмблемы верховной власти, символизировали еще одну мощную защиту Rа.
2. Парочка священных кобр.


30. Фигура Осириса

Осирис чаще  всего представлен как мумия в покровах, чтобы подчеркнуть его преображенное состояние. Он держит цеп и короткий пастуший посох, с крюком, знаки отличия, связанные с египетским королевством, и носит длинную заплетенную бороду, символизирующую божественность. Его высокую корону увенчивает - урей, кобра готовая извергать огонь на врагов. Рога подчеркивают его родство с богом солнца, который появляется в образе  человека с бараньей головой на закате дня и ночью, в подземном царстве, куда солнце спускается каждый день.
Мотивы с изображением Осириса появляются несколько раз на крышке гроба Неджеманха. Эти изображения предназначены для того, чтобы усилить сходство с богом и помочь обеспечить его преображение и успешное вхождение в загробную жизнь.


31.
Шакалы, лежащие на святилищах, появляются на парике Неджеманха, на груди и снова на подножии его гроба. Жители пустыни, где находилось большинство египетских кладбищ, шакалы тесно связаны с мумификацией и путешествием в загробную жизнь. Двумя главными божествами, изображенными в форме шакалов, являются Анубис, бог бальзамирования, и Вепвавет, который сопровождал Осириса и, в продолжение, всех мертвых, в подземный мир. Без надписи  на изображении не всегда можно сказать, какой бог-шакал представлен.


32. Четыре сына Гора.
Анубису в подземном царстве помогают сыновья Гора — четыре духа-покровителя, которые охраняют внутренности усопшего, помещенные в канопы, поставленные в гробницу.  Их изображали в виде мумий с головами, соответственно, человека-Амсет, (охраняет печень); бабуина-Хапи, (охраняет легкие); шакала-Дуаму-теф (охраняет желудок) и ястреба-Кебексенуф (охраняет кишки). Изображения на гробах, включая и принадлежащий Неджеманху, часто включали дополнительных духов покровителей, т.к. в ночь перед захоронением умерший был наиболее уязвим.


33. Фигура Анубиса в профиль.


34. Анубис, бог подземного царства и покровитель ритуала бальзамирования.


35. Неджеманх становится мумией.

Одна из сцен на крышке изображает Неджеманха, воплощающего тело Озириса, лежащим на скамье для бальзамирования, укращенной львиными головами по углам. Исис и Нефсис, любимые сестры Осириса, оплакивают и охраняют мумию по обе стороны скамьи, тогда как бог Анубис с головой шакала, покровитель бальзамирования, совершает ритуал.
В сцене также участвует Гор с головой сокола, сын и преемник Озириса, и Тот с головой Ибиса, бог мудрости и письма.


36. Аналогичная скамья в полную величину из перманентной коллекции музея



37.
Ритуальные сосуды, канопы, как правило, алебастровые кувшины с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название).
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову бабуина; Дуаму-теф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены богини-покровительницы сыновей Гора: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Канопы могли быть и чисто символическими, как на этой фотографии вверху. Со временем искуство бальзамирования стало таким совершенным, что внутренности стало возможным оставлять внутри мумии.

Еще одна интересная подробность: сыновья Гора также символизировали стороны света: Хапи (бабуин)- Север;
Дуаму-теф (шакал)-Восток; Амсет (человек)-Юг и Квебехсенуф (сокол)-Запад.
Пожалуй, остановлюсь на этом, потому что рискую никогда не закончить.

Posts from This Journal by “exhibitions” Tag

Comments

( 7 — Leave a comment )
rider3099
Sep. 9th, 2018 09:53 pm (UTC)
Все действительно сложно и серьезно.
Интересно было читать и смотреть фотографии
drakosh_a
Sep. 10th, 2018 02:58 pm (UTC)
Несмотря на серьезность темы, выставка прочиталась мною, как детективный роман хорошего писателя, к слову )
serko_s
Sep. 10th, 2018 04:38 pm (UTC)
От обряда взвешивания сердца нам достались выражения: "с лёгким сердцем" и " с тяжёлым сердцем". Они прошли сквозь не века даже, а тысячелетия.
Саркофаг видели до выставки. Экскурсовод нам немного успела о нём рассказать. Но у Вас получилось намного полнее и интереснее. Спасибо )
drakosh_a
Sep. 10th, 2018 05:25 pm (UTC)
Спасибо, я не знала, что так "увязну" в теме, это непроизвольно получилось. Выставка мне показалась золотой, и в прямом и в переносном смысле.
justnat
Sep. 10th, 2018 07:22 pm (UTC)
Египетская тема вообще такая - коготок увяз, всей птичке пропасть.
Вам спасибо - вот так прочитаешь замечательную подробную статью и понимаешь, сколько ж всего забылось.
drakosh_a
Sep. 10th, 2018 08:16 pm (UTC)
Одно дело, когда забылось... )
Мне показалось что философское понимание мира у древних египтян вобрало и предсказало в себе все, что потом произошло с остальными религиями после них. Трудно избавиться от стереотипа, хто древние люди "отличались" от нас. У них только времени больше было для наблюдений за вселенной и размышлений по этому поводу )
justnat
Sep. 10th, 2018 08:30 pm (UTC)
Да. Меня еще в свое время поразили свитки, сделанные с разницей, если правильно помню, во много сотен лет. С тем же сюжетом.
( 7 — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com