?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Chateau d’Amboise

 Замок Амбуаз

 Замок Шамбор



" Луара была важнейшим водным путем, который бороздили суда и парусники. Это был естественный выход к морю - в Нанте, и дорога, по которой во Францию текли шелка, пряности, драгоценные камни, жемчуг, произведения искусства и военные трофеи...".

 

 "Почему на этом прямоугольном отрезке, двести на сто километров, вдоль реки и ее притоков, сосредоточено так много загородных замков? Может быть, причина в том, что над мирной Долиной Луары всегда безоблачно ясное небо? Или просто потому, что это географический центр, сердце прекрасной Франции?   

  Или, может быть, потому, что река была далеко от границ и, следовательно, безопасна... или потому, что Столетняя война (1337-1453) закончилась именно на этих берегах, знаменуя рождение новой Франции?

  Безусловно, все это в какой-то степени сыграло свою роль, но основная причина заключалась в том, что по возвращении из итальянских походов, начавшихся в 1494 году, у Валуа родилась новая концепция королевского двора и резиденции.  Их замки, бывшие до этой поры суровыми крепостями, перестали служить оборонительным целям, после того как мир в стране, казалось, установился, а появление артиллерии сделало даже самые неприступные стены хрупкими, словно яичная скорлупа.   

  Карл VIII, Людовик XII и Франциск I прониклись итальянской гуманистической идеей, которая утверждала, что отныне могущество страны будет определяться не силой оружия, а культурой, изяществом, богатством, а также образом повседневной жизни, окруженной роскошью. Это положило начало распространению итальянской культуры во Франции.

  Стены старинных крепостей вновь увидели свет, но в дальнейшем от них сохранятся только отдельные характерные элементы, например машикули (навесные бойницы), которым впоследствии будет отведена роль архитектурного декора (Амбуаз, Шомон, Шенонсо, Азей-ле-Ридо, Шамбор). Оконные проемы начинают украшаться лепниной и фризами, а на кровлях громоздятся высокие каминные трубы.   

  Садово-парковое искусство развивается одновременно с искусством жить: фонтаны, водометы, подстриженные кустарники, цветущие партеры делают менее суровым внешний облик средневековых замков. Среди художников, прибывших во Францию вместе с Карлом VIII, был и некий Фра Пачелло ди Маркольяно, служивший ранее при дворе неаполитанского короля и ставший настоящим режиссером пространства. Он сумел привить во Франции вкус к строгим геометрическим формам сицилийских фруктовых садов. Ему была поручена планировка садов Блуа и Амбуаза, в которых он воплотил свою концепцию рационального использования пространства, ставшую впоследствии отличительной чертой французских садов.   

  Карл VIII жил в Неаполе, в Поджореале, в элегантном особняке, созданном для празднеств и увеселений. По возвращении во Францию он распорядился переделать укрепленный замок Амбуаз во дворец с анфиладой залов, галереями, террасами и садами.   

  Шарль д'Амбуаз, которого Людовик XII отправил наместником в Милан, был до такой степени поражен пышностью и великолепием резиденции Висконти, что, вернувшись во Францию, решил переделать свой Мейанский замок.

  Именно в это время Долина Луары становится ярким очагом расцвета искусства. Новый стиль, принятый во дворе, стал быстро распространяться на резиденции вельмож.   

    В периоды мира в стране  и отсутствия напряженности на границах короли Франции проводили политику, способствующую укреплению могущества и престижа их власти, что нашло свое наиболее яркое выражение в каменном кружеве замка Шамбор, который вызывал восхищение всей Европы до тех пор, пока не был построен Версаль.

  Дворяне, испытывавшие пристрастие к образу жизни, принятому во дворе, начали обзаводиться своими замками. Так, по распоряжению графов д'Амбуаз, был воздвигнут замок Шомон; Гюро возводят замок Шеверни.   

  Новый стиль подчинил себе и города, оставив долговременный отпечаток в их исторических центрах. Тур, Блуа, Анжер и Орлеан стали настоящими памятниками резного камня.   

Эту цитату я взяла из понравившегося мне сайта  http://world.lib.ru/e/ermanok_j_i/evr21.shtml  



 

Построенный на скалистом высоком берегу Лураы замок Амбуаз (фр. château d'Amboise) возвышается над городом. Эта старинная средневековая крепость сохранила с тех времен только лишь стены, который окружают современный замок.

 

 

  Берег, на котором возвышается замок, был укреплен еще в галло-романской эпохе. С самых давних пор, через реку был перекинут мост, усилив стратегическое  значение места .
Амбуаз появился в хрониках  приблизительно около 503 года, когда у Хлодвига, короля франков, произошла встреча с королем вестготов Аларихом на острове Св. Иоанна, расположенном посреди Луары, несколько ниже современного замка.

 

В последовавшие за этим  времена на утесе Амбуаз между Луарой и рекой Северный Амасс возникают укрепления из дерева и камня. Амбуаз, неоднократно подвергавшийся набегам норманнов, со временем был присоединен к землям графов Анжуйских. Интенсивное строи­тельство развернулось в середине X в., тогда же сложился план крепос­ти. В XI веке, на отроге было две крепости, также еще одна находилась в городе, все три вели между собой непрерывную борьбу. Филипп II Август в 1234 г. взял крепость герцогов Анжуйских штурмом и передал ее своему вассалу: роду Амбуаз-Шамон.

Майский день 1418 года, когда дофин (будущий Карл VII), спасаясь от преследования бургиньонов, укрылся в Бурже  ознаменовал собой начало пребывания королей в Валь де Луар. Придворные обосновалась в Лош и Шинон, а в крепости Амбуаз расположился полк французских стрелков.

В 1422 году крепость Амбуаз перешла по наследству от герцогов Анжуйских к Людовику, виконту де Туар. Но по обвинению в участии в заговоре против короля Карла VII владелец замка был осужден и лишен своего состояния. Начиная с 1431 года замок указом короля стал частью королевского домена – поместья, в нем были проведены кое-какие работы, чтобы Карл VII мог там останавливаться.



Так, перестав быть исключительно крепостным сооружением, замок Амбуаз превратился в королевскую резиденцию, и в связи с этим городу были предоставлены значительные привилегии.

 

Одним из главных событий в правление Людовика XI, сына Карла VII, было установление в Амбуазе 1 августа 1469 года Ордена Св. Михаила. В этот день король собрал в капелле Св. Михаила пятнадцать высокородных баронов и ознакомил их с уставом этого рыцарского ордена, основание которого имело важное политическое значение.

Орден Св. Михаила символизировал приверженность дворян и вассалов королевской Короне. Одетые с необычайной пышностью в длинные шелковые плащи, отороченные мехом горностая и расшитые золотым орнаментом в виде чашек эфеса, в широкополых шляпах из пунцового бархата, высокие сеньоры поклялись жить по законам Церкви и Рыцарства.

В этот день Амбуаз стал местом грандиозной церемонии, которая внесена в анналы Французского королевства.

 

 Здесь в 1470г. родился и вырос сын Людовика XI и Шарлотты Савойской - Карл VIII - королева с детьми выбрала Амбуаз в качестве своей личной резиденции, тогда как король предпочитал держать свой двор в Плесси-ле-Туре. Специально для наследника и королевы пост­роили здание между караульны­ми башнями. Карлу VIII было всего 13 лет, когда он пришел к власти в 1483г.


Файл:Charles VIII de france.jpg    Файл:FrAnc.gif
Карл  VIII и герб дома Валуа

В 1491г. король женился на Анне Бретанской. Этот супружеский союз потряс всю европейскую политику. Герцогиня Анна была уже обвенчана по доверенности с Максимилианом Австрийским, императором Священной Империи, а Карл VIII обручен с его дочерью Маргаритой Австрийской, которая воспитывалась при франкском дворе ввиду предстоящего замужества. Регентша при Карле Анна де Боже, стремившаяся присоединить Бретань к королевству и усматривавшая опасность в том, что Бретанью может завладеть император  созвала собрание богословов и юристов; они объявили этот брак недействительным, и Карл явился претендентом на руку герцогини Бретонской. Анна Божё сумела привлечь на свою сторону герцога  Орлеанского, который явился в Бретань с армией, и герцогиня Анна вынуждена была согласиться на этот брак. Так в 1491 г. под видом брачного контракта совершилось присоединение Бретани к Франции.

 

 Вступив на престол, Карл VIII, побывав в Италии, про­никся гуманистическим идеями, в том числе и идеей бытового ком­форта. По возвращении в 1495 г. он распоряжается перестроить ставшую тесной и казавшуюся убогой резиденцию, для чего даже повышает налог на соль.



Вид на замок Амбуаз со стороны Луары

   Проект был великолепным. Площадь, занимаемую замком, предполагалось значительно расширить. Средневековая крепость уступила место огромному четырехугольному монолиту в форме трапеции.
Молодой, пылкий, Карл VIII хотел, чтобы все делалось быстро. Над замком трудились, не покладая рук – работали ночью при свете факелов, а зимой даже нагревали камни, для того, чтобы их обрабатывать. Понемногу возник один из самых больших и самых красивых королевских домов, одновременно дворец и крепость. 


  
 

 

 

С тех пор Замок стал разделяться на три двора: главный двор, где были построены Королевский Дом с королевскими апартаментами; "Обитель Добродетелей" (такое название было дано зданию после изображения основных христианских добродетелей в виде статуй с фасадной стороны); задний двор и двор, называемый "донжоном", на западной оконечности высокого плато.

 

 К сожалению, сегодня из всего этого ансамбля сохранился только Королевский Дом, фасад которого выходит на Луару, часовня Святого Юбера и две башни - Минимская и башня Гюрто, которые- представляли собой любопытное архитектурное новшество  - круглые винтовые башни, в которых нет ступенек,- это было сделано для того, чтобы по ним могли взбираться кавалеристы или легкие упряжки.




 




Замок Амбуаз можно отнести к готическому сооружению: в соответствии со средневековой эстетикой, каменная резьба и лепные украшения Королевского Дома концентрируется в основном на карнизах и слуховых окнах.

 В убранстве интерьеров вначале преобладало французское направление, затем в него внесли свою лепту фламандские художники и, после возвращения французского короля из Неаполитанской кампании в 1495 г.,в нем появились декоративные элементы итальянского происхождения. Карл VIII имел страсть ко всему пышному, он привез в Амбуаз многочисленные трофеи, которые включали в себя мебель, картины, ткани, различную посуду. Меблировка была роскошной, гобелены - из Фландрии и Франции, драпировки - из Дамаска, ковры - из Турции.



Король был очарован итальянскими садами и приказал разбить на террасах Амбуаза декоративный сад. Садовник Пачелло де Меркольяно устроил на верхней террасе замка сад с цветочными партерами и фонта­нами.

 Обширные строительные работы по переделке замка-крепости графов Анжуйских в резиденцию, достойную французской Короны, были неожиданно прерваны несчастным случаем. Карл VIII, сопровождая королеву на галерею, чтобы посмотреть на модную в то время игру в мяч, ударился лбом о низкую дверь и спустя несколько часов скончался от кровоизлияния в мозг возрасте 28 лет. 

 


 Самой прекрасной частью замка является часовня Святого Юбера (Губерта) - Chapel Saint-Hubert (1491-1496), каменные узоры которой похожи на кружева.






Считается, что здесь в капелле похоронен Леонардо да Винчи, приехавший сюда в 1515 году и живший неподалеку в замке Clos Lucé, (если точнее, сюда перенесены фрагменты его останков, он первоначально был захоронен в другом месте).

 

Так как все трое сыновей Карла и Анны Бретонской умерли во младенчестве, а более близких родственников по мужской линии не было, то, согласно салическому закону, его преемником стал герцог Орлеанский, будущий Людовик XII,  правнук Карла V. Он наслаждался привольным покоем Долины Луары, как и его отец, знаменитый поэт Шарль Орлеанский, который также очень любил Амбуаз. Но все же Людовик XII отдавал предпочтение замку Блуа, где во время своего правления он развернул бурные строительные работы и прочно обосновался вместе с Анной Бретанской, вдовой покойного короля Карла VIII, на которой он женился в 1499 г.

 

Однако Амбуаз не был полностью заброшен, работы по реконструкции замка были возобновлены в 1500-1501 гг., и крупные поставки камня позволили продолжить незаконченное строительство.

Замок продолжал оставаться королевской резиденцией, так как здесь в течение десяти лет жила Луиза Савойская со своими детьми - принцессой Маргаритой Валуа и будущим Франциском I. 

 

Франциск Ангулемский, будущий правитель Франциск I, был в возрасте 6 лет, когда он со своей мамой Луизой Савойской и сестрой Маргаритой, в последствии знаменитой и просвещенной Маргаритой Наваррской, прибыл в Амбуаз. 

   

  Молодой Франциск получил в замке полное духовное, спортивное и военное образование. Он прожил в этом замке первые три года своего правления. После прихода к власти Франциска I замок приобретает новый блеск.
  Жизнь королевского двора была хорошо организована и приобщена к культуре. Великолепные праздники сменялись балами, турнирами, маскарадами, сражениями диких животных.

 

С 1515 по 1518 гг. король останавливался именно здесь, когда он посещал берега Луары, именно в этом, как он называл "роскошном замке", и после победы под Мариньяно он вернулся именно в Амбуаз в августе 1516 года. Королева Клод Французская произвела здесь на свет трех своих детей.

 

Амбуаз находился в самом центре европейской политической жизни, потому что опять-таки именно здесь были подписаны важнейшие соглашения в самом начале правления Франциска I: Нуайонский мирный договор с королем Испании, Конкордат с папой Львом X, мирное соглашение со Швейцарией, договор Камбре ("Дамский мир") с императором Карлом V и Лондонское соглашение с Генрихом VIII. Франциск I готовил здесь свою кандидатуру на трон Империи и принимал знатных лиц из Германии.

После его смерти Генрих II и Екатерина Медичи избрали Амбуаз местом для воспитания сво­их детей. Генрих II расширяет и перестраивает восточное крыло на итальянский манер: передняя – спальня – кабинет - гардероб. Тогда замок был примерно в 5 раз боль­ше, чем сейчас. После смерти мужа королева-мать много езди­ла по стране, пытаясь тем или иным образом повлиять на ситу­ацию с разгорающейся граждан­ской религиозной войной.

 

В 1560г. в Бретани созрел протестантский заго­вор. Всеобщая оппозиция против Гизов дала гугенотам мужество бороться против религиозных преследований. Приехавший в Блуа молодой король Франциск II с супругой Марией Стюарт, с матерью королевой, детьми и своей свитой вынужден был бежать в Амбуаз вследствие заговора, которым руководили принцы Конде.  


" Балкон повешенных "


 

 Часть дворян-гугенотов под руководством Ля Реноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести, права на осуществление своих богослужений и удаления Гизов, а в случае отказа — силою захватить короля и заставить его передать управление сторонникам протестантов: Бурбонам, Антуану Наваррскому и Людовику Конде. Ля Реноди, объединил в Бретани протестантов, который должны были отправиться в Блуа небольшими группами. Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз раз­громили Гизы. Многие погибли в бою, другие были казнены. Казнь состоялась прямо в замке, но имя Конде так и не было произнесено. Галерея главного корпуса хранит память об этих событиях в названии «балкон повешенных». 

Заговорщики были повешены на большом балконе замка, на зубцах стен или же были брошены в Луару в мешках. Дворяне были обезглавлены и четвертованы. В истории утверждается, что Катерина Медичи, Франциск II и его молодая жена Мария Стюарт, пришли после обеда посмотреть на последние гримасы повешенных. 

Три года спустя 19 мая 1563 года было заключен договор между королевой матерью Екатериной Медичи и принцем Конде, положивший конец первому всплеску религиозных распрей и провозгласивший свободу вероисповедания в угоду высшей аристократии, но за этим последовал ряд кровавых религиозных войн.  
После этих ужасных событий замок Амбуаз утрачивает свое значение королевской резиденции, не смотря на то, что здесь неоднократно останавливался Людовик XIII, для того, чтобы поохотиться в лесах.

В 1627 году замок был присоединен к владениям Гастона Орлеанского, который снес часть строе­ний, а в 1660 году возвращен французской Короне. Но в действительности замок находился в плачевном состоянии и был не пригоден для жилья. В 1663 г. здесь содержался под арестом Фуке — суперинтендант (хранитель государственных доходов), вор, взяточник, влия­тельный лоббист. 
 

В 1762 году герцог Шуазёль приобрел замок, поместье и окрестности Амбуаза, а в 1786 году его наследники продали все это герцогу де Пентьевр. Этот принц, внук Людовика XIV, был самым богатым вельможей того времени, он владел более чем 20 замками и особняками. В годы, предшествовавшие Революции, он начал работы по реконструкции старых и строительству новых помещений в своей резиденции, которая с 1787 года стала центром герцогства-пэрства.





 Во время Революции замок был конфискован и пострадал от грабежей. Здесь была устроена ка­зарма и пуговичная фабрика. Замок пришел в такое запустение, что после того как Наполеон подарил его члену парламента Роже-Дюкро, тот, опасаясь, что ремонт его разорит, разрушил значительную часть Амбуаза.

 

В 1815 году резиденция была восстановлена вдовствующей герцогиней Орлеанской, которая привела в порядок угодья и возродила замок. В 1821 г. Луиза Мария Аделаида де Бурбон Пентивер передала Амбу­аз своему сыну Луи-Филиппу. После смерти матери, будущий король Луи-Филипп, приобрел 46 домов и построек, окружавших замок . Его целью было разрушить эти постройки, чтобы освободить место перед башнями и крепостными стенами и таким образом обеспечить доступ в подвальные помещения, которые было принято называть "старинными житницами Юлия Цезаря".

 

С 1848 г. здесь в почетном заточе­нии провел 4 года эмир Алжира Абд-эль-Кадер, пока Наполеон III не вернул ему свободу для чего лично посетил эмира в замке.

 С 1974г. замок Амбуаз принадлежит фон­ду Людовика Святого, которым руководит Его высочество граф Парижский.  Фонд поддерживает замок в сохранности и проводит реставрационные работы, начавшиеся после последней войны. Внутренние сады, поддерживаются в прекрасном состоянии и напоминают о названии, данном Турени - "Сад Франции".

Замок является объектом ЮНЕСКО.

 



И все же Амбуаз более знаменит не этими мрачными историями. Всемирную славу городу принес Леонардо да Винчи, который провел здесь три последних года своей жизни. Его пригласил в Амбуаз король Франциск I. Он подарил небогато жившему Леонардо очень уютный замок Кло-Люсе в километре от своей резиденции и ежемесячно выплачивал ему солидное денежное пособие. Кроме того, Франциск купил у Леонардо три его шедевра, которые художник привез с собой из Италии (в том числе и знаменитую Мону Лизу).
 


По специальному подземному ходу, соединявшему замки Амбуаз и Кло-Люсе, король любил захаживать к Леонардо в гости и беседовать с ним об искусстве.






Леонардо был благодарным человеком и предложил своему другу-королю построить вертолеты, раздвижные мосты, танки, подводные лодки, пулеметы, планеры. "Франциск, с этими машинами ты завоюешь мир!" - горячился Леонардо. Но король только смеялся. При всем уважении к итальянскому гению он не верил, что все это будет работать.



Короли, создавшие Амбуаз

КАРЛ VII (1403/1422/1461) И МАРИЯ АНЖУЙСКАЯ.
ЛЮДОВИК ХI (1423/1461/1483) И ШАРЛОТА САВОЙСКАЯ.
КАРЛ VIII (1470/1483/1498) И АННА БРЕТАНСКАЯ.
ЛЮДОВИК XII (1462/1498/1515) И АННА БРЕТАНСКАЯ.
ФРАНСУА I (1494/I515/1547) И КЛОД ФРАНЦУЗСКАЯ.
ГЕНРИХ II (1547/1559) И ЕКАТЕРИНА ДЕ МЕДИЧИ

Продолжение

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com