?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Chateau et jardins de Villandry


Сады Вилландри
Шеверни




Сады Вилландри – от этого названия у  меня  в памяти остались : лучезарная погода, воздух, напоенным запахом трав , свежие краски , а также благодарность к человеку, который вызвал Сады из небытия и сделал их доступными для всех. Об этом я хочу написать подробнее.  

 Немного истории: В X и XI веках на месте замка Вилландри на берегу притока Луары - реки Шер, находилась массивная оборонительная крепость. Называлась она тогда Коломбьер, и имея в плане квадратную форму, окружала город.

Место это, в лучшем случае, могло остаться населенным пунктом на карте, если бы король Франции Филипп-Август не выбрал эту крепость для подписания мирного договора с королем Англии Генрихом II Плантагенетом. Встреча состоялась 4 июля 1189 года в юго-западной башне и закончилась подписанием мирного договора Азе-ле-Ридо в пользу Филиппа-Августа.

   В 1532 году Анри Бойе (брат Томаса Бойе, который построил замок Шенонсо, о котором я еще расскажу), продал Коломбьер государственному секретарю Франциска I , которому было поручено строительство замков Фонтебло и Шамбор, ( в некоторых источниках у него титул министра финансов)- Жану ле Бретону, и поместье стало называться Вилландри. 

Жан Ле Бретон крепость разрушил, оставив фундаменты и башню-донжон, к которой и пристроил изящный ренессансный замок П-образной формы. Замок был украшен огромными садами, расположенными в трех разных уровнях.

Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, которые характеризовались строгими геометрическими линиями и соотнесенностью с архитектурой.

Эти итальянские сады и явились моделью садов Вилландри. Появившись во Франции, такие сады изменили облик французского сада: из него исчезли каменные стены. Просторные аллеи были окаймлены цветущими клумбами, контуры которых вычерчивались изгородями из стриженного самшита.

 Потомки Жана Ле Бретона были хозяевами замка Вилландри до 1754 года, когда Вилландри приобрел маркиз Мишель-Анж Кастелен, знатный вельможа из Прованса и турецкий амбассадор, который внес в архитектуру замка коррективы: отдельными деталями он придал замку «более классический» вид в духе своего времени.

Террасы исчезли под искусственными холмами и долинами с тропинками, вьющимися меж густых "живописно устроенных" лесов. После него замок и усадьба пришли в запустение и постепенно начали разрушаться.

Этот свой вид замок и сады сохраняли до 1906 года, когда испанец  доктор Иоахим Карвалло, видный ученый (дед нынешнего владельца), врач и большой поклонник искусств, решил вернуть замку и садам их первоначальный облик.

Он оставил свою научную карьеру, которой занимался вместе с профессором Шарлем Рише (Нобелевская премия по медицине в 1913 году), и полностью отдался реставрации замка Вилландри.

Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и воссоздал сады, выполненные в стиле эпохи Ренессанса, которые создавались при Жане Ле Бретоне.

Когда в 1910 году восстановительные работы дошли до парковой зоны, сведений для этого почти не имелось. Карвалло решил восстановить ренессансные сады в соответствии с гравюрами Жака Андруэ дю Серсо, опубликованными в 1576-79гг. Эти сады в полной мере можно теперь  назвать творением Карвалло.

 Иоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков, и инициатором открытия этих памятники архитектуры для широкой публики.

   Территория поместья Вилландри находится в маленькой долине. Долина имеет наклон рельефа, который обусловил создание садов на трех ступенчатых уровнях, создающих театральные эффекты. Все террасы соединены между собой изящными мостиками, пандусами и лестницами.
 

Сады Вилландри сочетают два стиля:

   Готический сад – с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы такого стиля находятся в монастырях или частных поместьях. В этом стиле выполнены "аптечный сад" и "кухонный сад". Последний  разбит на газоны с геометрическим рисунком из примерно двадцати растений, которые культивировали ещё во времена Жана Бретона.
 
  Итальянский сад - более декоративный и эстетический, с большим количеством стриженой зелени. Подобные сады поднимались до уровня поэзии и даже философии, выражая утонченную символику любви, земной и мистической. Этот сад, образцовый в этом смысле, вызывает в памяти сюжеты шпалер, картин и поэм.


 


     

В Вилландри этот "декоративный сад" разделён на три части:"сад любви", "сад музыки" и "орнаментальный сад " . Он находится на одном уровне с залами первого этажа и является продолжением гостиных замка.

   
"Сад любви" - хорошо виден на этом снимке - расположен на четырех, ближайших к зданию квадратах, выполненых из коротко стриженых кустарников самшита, образующих сложный орнамент в виде фигур–аллегорий любви. Для того чтобы их осмотреть и понять зашифрованный смысл, мы поднялись на специально построенную для этого террасу.

     Языком символов показана любовь в четырех различных ее проявлениях:

 - слева вверху массив изображает сердца, пронзенные стрелой — символ любви - страсти, летом здесь будут цвести красные цветы; 
 - справа вверху— любовь
- нежность с сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах; 
 - справа-внизу - символы любви-адюльтера: веера, рога, любовные записки, летом в нем преобладают желтые цветы; 
 - слева внизу -трагическая любовь с лезвиями шпаг и красным цветом крови дуэлей .
Все эти краски полностью покажутся поближе к июлю, а тогда-в начале июня, цветы, к нашему сожалению, только начали показываться из рассады. Вот эта маленькая иллюстрация дает представление о том, как это вскоре будет выглядеть. 






Отсюда открывается перспектива деревни, которая находится в долине Луары и ее притока - реки Шер



Вид на "Кухонный сад" -это часть выполненна в виде орнаментов из разноцветных клумб, засаженных овощами и плодовыми деревьями. Такой тип устройства садов обусловлен исторически. В 16 веке веке создавались ботанические сады, в которых высаживали образцы растений, привезенных из Америки и неизвестных в Европе до этого времени.
Слева на средней террасе по другую сторону рва находятся "Музыкальный сад" с фигурами в форме арф и воссозданный "Лабиринт"(слева вверху), который на символическом языке означает коварство и препятствия в любви. 




"Орнаментальный сад" , заполнен фигурами с изображениями Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков.  Отделен от центральной части широким рвом с водой. 
   


 
На верхней террасе расположен "Сад Воды" в стиле Людовика XV, разбитый вокруг пруда в форме зеркала.
Из пруда берут воду для полива и фонтанов. С одной стороны к террасе примыкает высокий лес, как бы являясь продолжением архитектуры сада.
 
 


" Водный сад" на самой верхней террасе - б
ольшое зеркало воды в окружении газонов, дорожек, стриженых кустов самшита и  симметрично расположенных небольших круглых прудиков. Вода из пруда переходит в канал, который уходит в нижнюю часть Садов. 



 

 
Обитатели пруда - карпы и белые лебеди.





 С противоположной стороны от замка, на терррасе находится сад лекарственных растений -"Аптекарский сад", обязательный для любого сада эпохи Возрождения. Этот сад содержит  только растения, используемые для изготовления медицинских продуктов, приправ, парфюмерии и мазей.

Когда шла по его аллее, на меня повеяло такими знакомыми, еще со времен моих частых вылазок на природу, запахом лекарственных трав. Некоторые из них я знала и собирала каждый год, из некоторых получался отличный душистый травяной чай,  другие добавлялись в салаты. Душа наполнилась воспоминаниями...




Вид на замок и лес. По сравнению с Садами замок замок претерпел гораздо меньше изменений. Интерьеры залов сохранились со времен маркиза Де Кастелен. А вот фасаду был, по-возможности возвращен первоначальный вид.  






Хорошо видна сохранившаяся с 12в. старинная башня-донжон .



Мы подошли поближе, чтобы получше рассмотреть старинную церковь с романской колокольней.

Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого сада. Вокруг фонтанов расположены по четыре скамейки под полукруглыми беседками-перголами, увитыми  розами.

Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В эпоху Возрождения набожные, религиозные женщины из богатых семей, вели довольно замкнутый образ жизни. Для них такой сад и был местом, где проходили встречи с поклонниками и потенциальными женихами. Беседки давали возможность уединения.




 В грядках-орнаментах рассажены капуста, морковь, свекла, бобы, тыква, салат-латук и другие овощи. Каждое растение имеет символическое значение: тыква – плодовитость, капуста – распущенность и т.п. Каждое растение также имеет лекарственное значение.
 



Яблоневые и грушевые деревья прекрасно уживаются с овощами на грядках.



Прошу прощения за надкушенную панораму - я проголодалась, пока писала этот пост :-)

Продолжение


Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com