?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

IMG_2260_resize_s
Мне подумалось, хорошо будет написать о Парке монстров в Бомарцо сразу после рассказа о вилле д'Эсте, потому что их обьединяет имя архитектора Пирро Лигорио, о котором я написала в прошлой записи.
Парк монстров в Бомарцо, так же, как и парк виллы д'Эсте построен в эпоху маньеризма, о которой хочется упомянуть подробнее, потому что, решив прогуляться по ссылкам, я неожиданно, обнаружила подробности, которые помогли мне лучше понять особенности этого стиля и эпоху.
Мы приехали в Бомарцо своим ходом по дороге из Флоренции в Рим. Поскольку А. тут уже побывал годами ранее, я увидев на его фотографиях фантастических каменных чудовищ, запомнила, что хочу сюда приехать.

На фотографии ниже: замок-крепость рода Орсини в Бомарцо, который сейчас переоборудован под жилой комплекс, но крепостные стены и оборонительные сооружения сохранились.
IMG_2307_resize_s
Идею парка приписывают кондотьеру Пьеро Франческо (Висино) Орсини, владельцу родового замка Орсини в Бомарцо.
Ко времени, когда Орсини задумал заняться устройством парка в своем родовом поместье в Бомарцо в 1552г.(даты немного отличаются в разных источниках), он завершил военную карьеру, успев побывать в плену у испанского короля Карла I, который, по совместительству пребывал в должности императора священной римской империи под именем Карла V (так бывает).
Упоминаю об этом не случайно, поскольку события, происходившие в Италии примерно за 20 лет до начала строительства парка, имели прямое отношение к стремительному приходу эпохи маньеризма. Они связаны с усилиями папы Клемента VII, правившего в Риме, противостоять усилению влияния и распространению империи Габсбургов под управлением испанской короны на территории Италии. Попытки эти не увенчались успехом, несмотря на усилия французского короля Франциска I, оказать поддержку папской власти. Он предпринял четыре итальянские войны и все их проиграл.
В 1527 г. Рим был взят приступом и варварски разграблен наемниками Карла V, которым император задолжал зарплату. Основу их составляли немецкие ландскнехты. Папа Климент VII находился в городе и вынужден был по подземному переходу бежать и укрыться в замке Св. Анжело и позднее уплатить огромный выкуп за свое освобождение. После этого Рим утратил свой авторитет и влияние в Европе. Политически, экономически и морально папская власть уже не соответствовала и не могла поддерживать веру в идеи гуманизма и торжества человеческого духа, которые выражал Ренессанс. На его смену стремительно пришел Маньеризм, который отошел от идей гармонии между физической сущностью человека и его духом, человеком и природой.
С приходом этого стиля меньше уделяли внимания стандартам, несмотря на нарочитую приверженность идеям Ренессанса, индивидуальность и фантазия почти не ограничивались, высоким был уровень исполнения. Появилась т.н. ломанная линия, пропорции фигур искажались, удлинялись, подчеркивалась духовность или наоборот, эротичность. (Не случайно, гуляя в саду виллы д'Эсте я интуитивно подтметила чувственный характер скульптур). Произведения искусства также нагружались излишними деталями.
Маньеризм не был демократичным. Его заказчиками была аристократическая верхушка, состоятельная элита, сосредоточенная вокруг королевских и княжеских дворов. Висино Орсини принадлежал к знатному роду Орсини из которого вышли пять римских пап.
Маньеризм также изменил визуальное восприятие искусства, его задачей было "ошеломить", "поразить", (что я и испытала, гуляя по Саду Чудовищ в Бомарцо, а чуть поже в Саду виллы д'Эсте).
Орсини посвятил парк своей жене Джулии Фарнезе, которая погибла от несчастного случая при строительстве замка в 1546 году.  В 1548г. архитектор Пирро Лигорио  получил заказ и приступил к выполнилнению проекта. Поначалу парк называли Священный Сад, "Сакро Боско", что также можно перевести, как Чудесный сад. Франческо Орсини задумал его, как сад диковин. Скульптуры были преимущественно высечены из скал в парке в нарочито грубоватой, ремесленницкой манере. Автор скульптур-Симон Мосчино. В парке есть храм, посвященный Джулии Фарнезе, архитектора Дж. Бароци.
Наследники Орсини, продали парк семейству Ланте, а те, в свою очередь семейству Боргезе. Обе фамилии были известными, но это не спасло парк от забвения. По местному поверью, в парке водились злые духи, отсюда и появилось название парк Монстров.
Спасли парк от полного разрушения уже в 20в. Его приобрела семья Беттини и с помощью Института истории и архитектуры Рима и Французской академии в Риме предприняла ландшафтные и реставрационные работы.
Теперь все желающие могут наслаждаться парком. При нас там готовилась артистическая тусовка, устанавливали видеоинсталляцию и звучала чудесная итальянская эстрада. Я им слегка позавидовала ).
Скульптуры в парке имеют символическое значение, которое не всегда возможно восстановить. Чтобы понять их до конца, нужно точнее представить, какие произведения литературы и искусства легли в основу замысла Орсини а также и философские воззрения  того времени. Об этом подробнее есть в Интернете.

IMG_2196_resize_s
Голова Протея, сына Нептуна с земным шаром сверху, увенчанном замком Орсини,
символизирующем претензии этого рода  на власть над миром.

IMG_2197_resize_s
Битва Титанов. Геракл разрывает Какоса, но взгляд его направлен в сторону,
как бы показывая, что он не рад тому, что совершает, но должен победить зло.

IMG_2205a_resize_s
Гигантская черепаха, символ женской стихии воды, Афродиты/Венеры, силы, стойкости и долгожительства. У нее на спине фигура женщины на земном шаре, символизирующая крылатую победу.

IMG_2207_resize_s
Гигантская же рыба, кит.

IMG_2208a_resize_s
Декоративные украшения не все имеют толкования

IMG_2220_resize_s
Фонтан Венеры/Афродиты с чертами этрусской женщины.

IMG_2223_resize_s
Небольшой театр под открытым небом с сиденьями расположенными амфитеатром, их не видно. Такой театр был непременным
атрибутом каждого римского сада у состоятельного владельца.

IMG_2225_resize_s
Падающий дом.

IMG_2229_resize_s


IMG_2235a_resize_s
Нептун.


IMG_2243a1_resize_s
Дракон, сражающийся с собакой, львом (слева) и волком. Могли бы кусты состричь для удобства фотографа, так нет же.

IMG_2246_resize_s
Спящая нимфа - для скульптора повод изобразить спящую Ариадну, полунимфу, полубожество.
"Нимфа" по-гречески, значит "чистота".

IMG_2252_resize_s
Боевой слон Ганнибала, подхвативший хоботом раненного или мертвого римского солдата. Непонятно, нападает он или, наоборот, защищает. Боевые слоны использовлись Ганнибалом во время вторжения на Итальянский полуостров.

IMG_2256_resize_s
Церера, дочь Сатурна, она же Деметра у греков - богиня, покровительствующая плодородию и урожаю.
За спиной у нее гигантская бабочка и дети, которых она, согласно мифам, не могла оставлять голодными, после того,
как Плутон похитил ее дочь Прозерпину.

IMG_2260_resize_s
Ворота в ад в виде головы Орко, короля Подземного царства. Внутри головы-грота язык, который служит столом для небольших посиделок.
Любое слово произнесенное шепотом внутри, отчетливо слышно снаружи. Вокруг губ высечены слова, которые, немного изменив, цитируют текст из "Божественной комедии" Данте: "Оставь надежду всяк сюда входящий".

IMG_2261_resize_s
Тот же дракон, который оказывается, символизирует время и мудрость. Собака, лев и волк - символы весны, лета и зимы, что в свою очередь, означает: настоящее, будущее и прошлое.

IMG_2270a_resize_s
Прозерпина, дочь Цереры и Юпитера, которую похитил бог подземного царства, Плутон.

IMG_2276a1_resize_s
Трехголовый страж подземного царства, пес Цербер. (Где третья голова, спросите вы?)

IMG_2279_resize_s
Гигантские желуди и сосновые шишки

IMG_2280_resize_s

IMG_2292_resize_s

IMG_2281a_resize_s
Ехидна и Львы. Ехидна, морское божество, согласно мифам породила многих вргов Геркулеса.
Львы, потомки Ехидны, были изображены на родовом гербе Орсини.

IMG_2288a_resize_s
Крылатая Фурия, божество у этрусков. Страж плодородия земли, отсюда и корзина на голове, а еще и богиня мщения.

Featured Posts from This Journal

  • Фонтаны виллы д'Эсте в Тиволи.

    Вилла д'Эсте была построена в 1550-1572гг. для кардинала Ипполита д'Эсте, сына Лукреции Борджиа, который был большим знатоком и покровителем…

Comments

( 5 — Leave a comment )
fotovivo
Aug. 6th, 2015 10:41 am (UTC)
Ого, пасть!
drakosh_a
Aug. 8th, 2015 12:11 am (UTC)
А дальше заглянула? )) Вход в ад большой должен быть, чтобы трафика не было. )
fotovivo
Aug. 8th, 2015 05:24 am (UTC)
=) точно
nameless_cat
Aug. 7th, 2015 07:05 am (UTC)
какие затейники - создатели этого парка! Очень любопытно, спасибо за экскурс в историю, выучила новое слово "маньеризм"... не помню, чтобы наталкивалась на него раньше. Да и про место это не слышала вовсе.. Ах, сколько еще мест интересных не увидено! ;)
drakosh_a
Aug. 8th, 2015 12:37 am (UTC)
Я на слове маньеризм застряла, потому что он мне Прагу, например, открыл. Там обилие лепнины, узоров, барельефов и скульптуры на фасадах совершенно фантастическое, "избыточное", но невероятно красивое и превосходно выполненное. Я в догадках терялась, почему именно там его столько и такого высокого уровня. Стиль "маньеризм", оказывается все это предполагал, а в Вике еще и прямым текстом сказано, в каких городах, где богатые королевские и княжеские дворы обитали он был распространен. Там Рим, Флоренция, Милан и Прага! среди других. Еще важно было понять, что он возник на переходе от Средних веков к Новому времени и сопровождал конкретные политические, религиозные и экономические перемены в обществе. Вот мы все про смену феодального строя эпохой буржуазии учили в учебниках, а про маньеризм-ничего :) Изломанность и вычурность неспроста, оказывается, времена такие были, непростые.
( 5 — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com