?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Santiago Atitlan

Часть 23. Cантьяго Атитлан.
Часть 22

Rilaj Mam


Утром отправляемся в один из небольших городков на противоположной стороне озера - столицу народа майя цутуил – Сантьяго- Атитлан. В катер, кроме нас забираетсятся человек десять туристов, говорящих по-испански. Через 15 мин. причаливаем на другом берегу - нас уже ждет внушительная толпа местных, желающих поработать гидами. Все они говорят по-испански, чем не каждый из майя может похвастаться. Стайка туристов быстро тает. К нам подходит худенький, небольшого роста парнишка и на сносном английском предлагает свои услуги. Мы с радостью соглашаемся. Через два часа катер уплывет обратно и нам нужно успеть увидеть город. Другого катера не будет, так как из-за сильного ветра, который появляется на озере после полудня, все поездки прекращаются. 
Сразу возле причала начинются торговые ряды,  где можно познакомиться со всевозможными образцами искусства майя. В отличие от Чичикастенанго, рынок работает здесь каждый день и на нём тоже предлагают традиционный набор из украшений и сувенирных товаров из текстиля, дерева, керамики и кожи. 






 

 




 

Сувениры мы осматриваем довольно быстро, - уже успели насмотреться в Чичикастенанго, но здесь несравнимо меньше людей и можно ко всему подойти и  рассмотреть относительно спокойно.  С женщинами, которые нас дожидались ещё у причала, повторяя цену, как заводные, в надежде, что нам просто надоест и мы что-нибудь купим, нужно было однако, проявить терпение.

 



В городке полно небольших художественных салонов. Вот уж, где мы отвели душу. Правда, не все они равноценны. Многие наполненны, какой-то стандартной, лубочной живописью - оттуда мы выскакивали быстро. Но увидели и хорошие картины. Если бы у нас было достаточно времени осмотреться и разобраться, мы бы обязательно привезли картину домой. Что-ж, любуемся бескорыстно, зато знакомимся с художником в его мастерской, чьи картины потом с радостью увидим в маленьком, но отличном по качеству, музее фабрики-нефрита в Антигуа. Портреты в его мастерской обращали на себя внимание и запоминались.   Майя - богаты талантливыми людьми - это мы почувствовали ещё гуляя по художественным галереям в Антигуа.

 
Наш гид

Поскольку мы выбирали картины не для музея, а для души, то скорее стали бы  покупать в другой галерее. На её стенах: цветы, люди, сценки из жизни, пейзажи с вулканами и озерами в стиле примитивизма.  Непосредственный, яркий и глубоко  символичный мир на картинах притягивал нас своей гармонией и не отпускал.

 

 

 


 


 

 Вот здесь очень интересный сайт с работами художников из этого региона и еще многими видами искусства, которым славятся майя.


187d.JPG (303895 bytes)    

      

     

Направляемся в собственно город, наверху. По улочкам деловито снуют маленькие красные, коконы-такси и спешат куда-то жители. Местные женщины очень живописны в традиционных клетчатых полотняных прямых юбках, стянутых на талии широким кожанным поясом и голубо-сине--фиолетовых рубашках, расшитых вручную яркими замечательно красивыми цветами. Мужчины не уступают в нарядах дамам - нам навстречу попадаются кавалеры  в традиционных белых полосатых или кружевных, расшитых узорами штанах, поверху кожанных сапог в вышитых рубашках и куртках в ковбойских шляпах с широкими полями. Между ними с будничным видом снует молодежь в современных джинсах и футболках.
Людей отдельно мы фотографировали осторожно, так как что-то такое улавливали на лицах и в жестах, что останавливало. Но и особой озабоченности этим тоже не уловили. Майя - отрытые, доброжелательные и застенчивые, но и не манекены в витрине. Следующее высказывание лауреата нобелевской премии мира уроженки этой страны индианки  Ригоберты Менчу выражает это более лаконично: «Мы — не мифы прошлого, не руины в джунглях и не звери в зоопарке. Мы — люди, мы хотим уважения, не хотим быть жертвами нетерпимости и расизма». 
Базар и площадь возле собора основное средоточие жизни,  для тех, кто не занят торговлей сувенирами. По пятницам и воскресеньям местные спускаются сюда с гор торговать на базаре. 

 





Урожай авокадо

Город интенсивно строится - повсюду виднеется  опалубка и новые постройки из монолитного железобетона. Строятся жилые дома и гостинницы. Как - то трудно поверить, что еще недавно эти места были отрезаны от внешнего мира. Землями владеет и управляет община, которая придерживается старых традиций и их влияние все еще довлеет над многими. Община, в определенном смысле,  сопротивляется наступлению цивилизации. Особо интересных городских построек мы не обнаружили.



Пожалуй, основная достопримечательность города - его замечательное расположение на холмах, возвышающихся над озером Атитлан с вулканами вокруг. Пытаясь снять эту панораму мы забрались на недостроенный верх одной из гостиниц, попросив нашего гида договориться с хозяином. До этого мы нашли еще одно, самое удачное место для съемки с площадки дома в городе, но хозяева оказались неприветливы.

 
Вулкан Сан-Педро. 

В 2005г. после извержения вулкана Сан-Луис селевой поток залил один из поселков с 4000 тыс. жителей. Когда правительственные войска прибыли с гуманитарной помощью, старейшины общины не пропустили их к месту трагедии, так как в памяти их еще были свежи убийства мирных жителей во время недавней гражданской войны и они сохраняют враждебное отношение к правительственным войскам. 





Местный собор удивил святыми, в великолепных разнообразных нарядах. Неотъемлемая принадлежность их гардероба - нарядная шейная косынка или шарф, а еще лучше - и то и другое, и мантия. Во время праздников мантии святых являются чуть не главным украшением. Чтобы сделать снимки, мы решили дождаться окончания службы, но за нами бодро ввалилась еще одна группа туристов с жувачками и бодро защелкала по святым. Желание снимать куда-то испарилось.










Наш гид приготовил свой главный сюрприз - мы идем к Машимону, местному божеству, покровителю города Сантьяго-Атитлан. Он привел нас в частный дом, где в сарае, наполненном всякой хозяйственной утварью, напоминающем ясли в библейском Вифлееме, стояла тгяпичная, с деревянной маской вместо лица, статуя Машимона , наряженного в элегантный, респектабельный по-местному прикид - в галстуке, шляпе и с сигарой во рту, что показывало его полную лояльность к человеческим слабостям. Из под галстука высовывалась местная купюра в 20 кетцалей, подсказывая способ общения. Машимон любитель покурить и погулять в компании, судя по количеству окурков в пепельнице. Хороший ром всегда имеется в его распоряжении. К нему приставлен работник, который меняет сигары и ухаживает за ним. Постоянного места жительства у него нет, так как он переходит от одной семьи в общине к другой, которые о нем заботятся и следят за его одеждой. 
Я попросила его помощи в житейских проблемах и он оказался внимательным и вполне великодушным, как выяснилось впоследствии. 


 


 

Машимон у древних майя упоминается, как божество Рила Мам - Великий Дедушка народа майя. Имя Машимон и нынешний облик он получил позднее, в результате необходимости, – местные жители не могли справиться с ведьмами и другой нечистой силой, которые изводили их болезнями, от которых они умирали. Вот старейшины племени и решили покончить с этим и появился он, - с тряпичным телом и маской вместо лица, сделанной из специальной породы дерева, которое в отличие от многих других пород , у которых старейшины спрашивали разрешения, согласилось в этом поучаствовать. Пока его изготавливали, дед Машимон являлся строителям в разных видах и пытался безобразить, уже тогда показывая свой довольно скверный характер. Пришлось ему связать руки за спиной, и назвать Машимон - "Связанный". Ведьмы поначалу его всерьез не приняли и продолжали как ни в чем не бывало бесчинствовать, пока не пришло время Машимону показать "who is who" и открыть личико. Перепуганная нечистая сила сгинула и оставила жителей в покое, показываясь теперь только при крайней нужде. Машимон и после этого пытался безобразить вопреки намерениям, с которыми его изготовили, и продолжал являться молодым людям и девушкам, оборачиваясь лицом противоположного пола. Заканчивались эти встречи плохо. Тогда племя решилось на крайнее - Машимону пришлось оторвать ноги и перевернуть голову задом наперед, чтобы не ходил и не безобразил. Только после этого выходки прекратились и Машимон взялся за добрые дела. Испанская инквизиция, которая поначалу отнеслась к Машимону благосклонно и назвала его Сан-Симон, впоследствии в этом раскаялась и назвала его Иудой, предавшим Иисуса, но было уже поздно.
Майя не отдали своего святого и включили его во все католические религиозные культы. Статуя  Иисуса в терновом венце, лежащего на щедро украшенном ложе в стеклянном ящике, мирно соседствовала  вместе с покуривающим Машимоном, в комнате, куда нас привели. 
В городе проходят ежегодные, очень интересные шествования святых.
Машимон участвует в  праздновании страстной недели на Пасху, когда процессия с ним поочередно останавливается в четырех концах города, символизирующих стороны света.
Во время празднования дня Сантьяго - (св. Иакова, покровителя города, -"Сантьяго Большое Солнце"-зовут его местные), -  в обычае угощать участников шествия очень крепкими, местного изготовления напитками, что является своеобразной жертвой майя, так как весь город потом болеет. 
1 ноября город празднует самый большой и интересный праздник - День мертвых, который является красочным фестивалем воздушных змеев.

 


Comments

( 2 — Leave a comment )
(Anonymous)
Jan. 29th, 2008 04:45 am (UTC)
Velikolepno, radost` tsveta i chuda zhizni. Zoya
drakosh_a
Jan. 29th, 2008 06:55 pm (UTC)
Радость цвета
Краски могут разговаривать и рассказать больше, чем гиды.
( 2 — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com